Современный подход к противоминной обороне

Новейший базовый тральщик «Яков Баляев» проекта 12700 расширил боевые возможности камчатского надводного соединения.

Участник Советско-японской войны Герой Советского Союза Яков БАЛЯЕВ, в честь которого назван новейший базовый тральщик.

Недавно принятый в состав ВМФ России базовый тральщик (БТ) «Яков Баляев» успешно прошёл все программы испытаний, сдал курсовые задачи и вошёл в состав сил постоянной готовности Камчатской бригады кораблей охраны водного района Войск и Сил на Северо-Востоке. Уникальная единица флота усилила тральную составляющую соединения, открыв возможности для внедрения новых тактических приёмов применения кораблей противоминной обороны.

Наша справка. Базовый тральщик был заложен в конце декабря 2017 го­да на Средне-Невском судостроительном заводе Санкт-Петербурга, а в январе 2020-го спущен на воду для проведения достроечных работ. Корабль назван в честь Героя Советского Союза Якова Илларионовича Баляева, который во время Советско-японской войны в составе 355-го отдельного батальона морской пехоты совершил подвиг: прикрывая отход разведывательной группы, он вызвал огонь на себя.
В конце июля 2020 года новейший корабль противоминной обороны на буксире отправился в межфлотский переход, который продлился около трёх месяцев. Он прошёл 12 тысяч морских миль Северным морским путём и прибыл во Владивосток. В главной базе ТОФ тральщик прошёл все необходимые испытания, подтвердив надёжность всех корабельных систем, механизмов и новейшего противоминного оружия. 26 декабря 2020 года согласно приказу главнокомандующего ВМФ России на базовом тральщике был поднят Андреевский флаг.
В течение зимнего периода обучения экипаж успешно отработал задачи К-1, К-2 и «С», после чего единица флота была принята в состав сил постоянной готовности. Военные моряки успешно освоили новейшие образцы вооружения, техники и оборудования, установленные на «Якове Баляеве». А уже 13 мая новый корабль отправился в межбазовый переход. Пройдя три тысячи морских миль, отработав разведывательный поиск мин, базовый тральщик прибыл на Камчатку в пункт постоянной дислокации.

– Приход нового корабля – знаковое событие для соединения, – говорит командир бригады капитан 1 ранга Андрей Кузнецов. – Давно в бригаду не поступали новые корабли, поэтому весьма символично, что базовый тральщик «Яков Баляев» вошёл в состав сил постоянной готовности нашего соединения в год 290-летия Тихоокеанского флота.
Новейший корабль обладает самыми современными образцами вооружения и военной техники. Для экипажа, впрочем, как и для всего личного состава, огромная честь служить на такой боевой единице флота. Новый корабль позволит существенно расширить боевые возможности бригады. «Яков Баляев» уже включён в планы боевой подготовки, и на первых этапах будет выполнять задачи с другими единицами тральной составляющей бригады, а также новейшими противодиверсионными катерами типа «Грачонок». В перспективе будет апробировать и внедрять новые способы ведения с участием новейшего корабля боевых действий.

БТ «Яков Баляев» – уникальный корабль и по конструктивным особенностям, и по вооружению, и по уровню технического оснащения. Корпус корабля, равно как и все переборки палубы, подволоки и прочее, сделан из композитных материалов, что даёт возможность базовому тральщику быть малозаметным для вероятного противника. И это не какой-то маркетинговый ход или пиар-акция от создателей корабля. Тому есть реальное подтверждение – практические замеры электромагнитных и акустических полей, произведённые в рамках программы испытаний, ниже уровня допустимых в несколько десятков раз. Так что с некоторыми допущениями новейший базовый тральщик вполне можно поставить в один ряд с так называемыми кораблями-неви­димками.
– Корабли проекта 12700 – действительно новое слово в отечественном кораблестроении, – отмечает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – Причём это касается не только корпуса корабля, но и его наполнения. В плане мореходности, вооружённости и, как следствие, тактических возможностей, а также обитаемости наш корабль даст фору даже более статусным морским тральщикам проекта 266, стоящим на вооружении бригады.

В основе этих убеждений лежит пусть и небольшая, но очень насыщенная морская учебно-боевая практика, которую экипаж базового тральщика прошёл с момента заселения на корабль. Речь идёт об обширной программе различных испытаний и последующих самостоятельных выходах в море, в рамках которых экипаж продемонстрировал свой потенциал и возможности нового корабля.
Капитан-лейтенант Иван Вислоус с нескрываемой гордостью рассказывает о мореходных качествах «Якова Баляева». Во время ходовых испытаний корабль удалось разогнать до 16,7 узла. Это недостижимый результат для кораблей противоминной обороны, спроектированных в советское время. Для сравнения: морской тральщик проекта 266 развивает скорость до девяти узлов.
Восхищает управляемость уникального БТ и устойчивость его к кренам.
– По ходкости, управляемости и мореходным качествам «Яков Баляев» просто великолепен, – рассказывает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – Во время испытаний мы разгоняли корабль до 16 узлов и на этой скорости производили полную перекладку руля. Ко всеобщей радости экипажа и гордости представителей промышленности, «Яков Баляев» уверенно выдержал колоссальную нагрузку, продемонстрировав отменную устойчивость.

В смоделированных условиях корабль не заваливался на бок, что определённо положительно сказывалось на комфорте личного состава, тем более во время выполнения профильных функциональных обязанностей.
– Во время государственных испытаний экипаж успешно отработал применение всего вооружения, – вспоминает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – Мы провели различные стрелковые упражнения, артиллерийские и противодиверсионные стрельбы. И самое главное – различные способы траления с использованием штатного оборудования и вспомогательных средств.
Экипаж успешно выполнил все поставленные задачи по обнаружению и уничтожению макетов различных видов мин. Для этой работы корабль располагает внушительным арсеналом технических средств. Каждое из них было проверено в реальных условиях. Во время поиска и идентификации опасных объектов морские пахари применяли гидроакустическую станцию (ГАС) миноискания, буксируемое тело, вооружённое гидроакустической станцией бокового обзора, а также самоходный подводный аппарат (САП), входящий в комплекс «Александрит-ИСПУМ-Э».

Вооружение и технические средства корабля позволяют экипажу с абсолютным результатом обнаружить взрывоопасные подводные объекты, классифицировать их, получить изображение и уничтожить

Первое техническое средство предназначено для обнаружения и классификации искомых объектов: определения, донная мина или якорная. Это один из козырей «Якова Баляева». ГАС «видит» на 270 градусов, обеспечивая кораблю предельно широкий диапазон поиска.
Второе из упомянутого оборудования способно не только находить подводные боезаряды, но и передавать их силуэт. Самую полную информацию, да ещё с фотографиями и видеоматериалом предоставляет САП. Универсальный аппарат, дистанционно управляемый оператором, способен не только исследовать объекты, но и обезвреживать и уничтожать их. В случае с донной миной подводный роботизированный комплекс либо устанавливает на неё буй обозначения, либо закладывает заряд. С якорной «рогатой смертью» САП также не церемонится: специальными резаками он легко разделывается со стальными минрепами, заставляя объект подняться на поверхность, где он становится лёгкой добычей для БТ.
Если бы и остались сомнения в том, что БТ «Яков Баляев» – корабль ХХI века, вот ещё один аргумент в его пользу. На вооружении тральщика стоит безэкипажный катер (БЭК) «Сканда», выполненный на базе быстроходной лодки БЛ-680. Он оснащён глубоководной гидроакустической станцией бокового обзора. Предназначенное для поиска мин плавсредство способно работать как с оператором – на дистанционном управлении, так и самостоятельно – по заданной программе.

По словам капитан-лейтенанта Ивана Вислоуса, экипаж БТ отработал задачи с безэкипажным катером во всех режимах и остался доволен роботизированным помощником, который подтвердил свою эффективность.
Начальник штаба бригады капитан 2 ранга Владимир Цветков, в недалёком прошлом сам командир морского тральщика, отметил, что бое­вые возможности нового корабля в плане поиска подводных взрыво­опасных объектов действительно выдающиеся. По словам специалиста, вероятность обнаружения мины одним только ГАСом составляет 0,95–0,97. Если же комплексно подходить к процессу, используя весь арсенал средств обнаружения и классификации, то это значение будет равно единице. Другими словами, новейший базовый тральщик не оставляет ни единого шанса любым подвод­ным боеприпасам.

Как видим, технические средства корабля позволяют не только обнаруживать взрывоопасные подводные объекты, классифицировать их, получать изображение, но и в конечном счёте принимать рациональные решения по способу уничтожения опасных находок. Этот концептуально передовой подход к выполнению задач по противоминной обороне открывает широкие возможности для реализации новых тактических замыслов. Некоторые из них уже успешно апробированы на практике, в частности во время сдачи БТ «Яков Баляев» курсовой задачи «С».
– Во время совместного плавания в рамках задачи «С» в составе корабельной тральной группы из состава Приморской флотилии мы впервые начали применять новые способы поиска и уничтожения мин, – рассказывает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – Мы играли роль корабля дальнего противоминного охранения. В нашу задачу входили поиск и классификация подводных взрывоопасных объектов, с последующей передачей их координат другим тральщикам для уничтожения.
Применение новой тактики в итоге позволило существенно сэко­номить время, быстрее и качественнее справиться с поставленной задачей. Очевидно, подобная практика теперь распространится и на тральную составляющую Камчатской бригады кораблей охраны водного района.

Между тем во время различных испытаний в главной базе ТОФ личный состав БТ «Яков Баляев» не только приобретал бесценный опыт, но и, как это ни парадоксально звучит, успевал делиться им с другими. На уже вошедшем в состав сил постоянной готовности новейшем корабле проходили стажировку земляки-сослуживцы – экипаж строящегося аналогичного базового тральщика «Пётр Ильичёв».
– Вспоминая свой опыт стажировки, мы пытались максимально помочь сослуживцам во всём, – отмечает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – И это было искренне, ведь в недалёкой перспективе нам придётся совместно выполнять поставленные задачи. Поэтому мы очень подробно рассказывали о различных нюансах, связанных с приёмкой корабля, обслуживанием узлов и механизмов, применением вооружения и многим другим.
Успешно освоив новейший корабль и его вооружение, технику и оборудование, камчатские военные моряки отправились в пункт постоянной дислокации. Первую часть пути БТ шёл в сопровождении кораблей ТОФ, вторую – в гордом одиночестве. По признанию командира «Якова Баляева», это было незабываемо, волнительно и останется в памяти на всю жизнь. Тем более что корабль великолепно себя показал в неспокойных и суровых водах самого большого океана планеты. На всём пути следования – на глубинах до 500 метров – экипаж осуществлял попутный разведывательный поиск мин.

– За время первого в истории экипажа дальнего морского похода мы обнаружили около 70 подводных объектов, – рассказывает капитан-лейтенант Иван Вислоус. – Безопасности судоходства они не угрожают, тем не менее все находки, что называется, взяты на карандаш и в перспективе будут обязательно предметно исследованы. А если возникнет необходимость, уничтожены.
В заключение несколько слов об экипаже БТ «Яков Баляев». Сформирован он в декабре 2019 года из личного состава Камчатской бригады кораблей охраны водного района. Военнослужащие прошли обучение в 907-м Объединённом учебном центре ВМФ России и сдали выпускные экзамены со средним баллом 4,5. Основу команды составляют молодые офицеры. На всех должностях командиров боевых частей, кроме штурманской, стоят лейтенанты – недавние выпускники военных вузов. Все офицеры прекрасно осознают, какой кредит доверия им оказан, какие перспективы их ожидают в плане дальнейшего роста, поэтому относятся к исполнению своих обязанностей с полной отдачей и большим усердием, впрочем, как и все остальные члены экипажа.

Юрий РОССОЛОВ, «Красная звезда»

Петропавловск-Камчатский

Читать в источнике

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*