Дмитрий Литовкин — о конкуренции на рынке дронов и российских перспективах
Международный аэрокосмический салон МАКС в подмосковном Жуковском в этом году может стать одним из самых богатых на авиановинки. Объединенная авиастроительная корпорация уже пообещала показать авиалайнер МС-21 с новыми отечественными двигателями ПД-14, намекает на возможность удивить и в области боевой авиации. А также планирует представить достижения в области диверсификации отрасли под выпуск продукции народного потребления.
Между тем одним из главных трендов выставки станут беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — ожидается, что их будет не один десяток. При этом среди них есть свои лидеры — это дроны компании «Кронштадт» семейства «Орион». Машины массой от 1 до 5 т, способные сутками находиться в воздухе в полностью автоматическом режиме. Совсем недавно их планировали использовать как разведчиков, сегодня позиционируют еще и как ударные аппараты, способные составить конкуренцию турецким Bayraktar TB2.
Для России появление подобной техники — настоящий прорыв. До последнего времени в арсенале нашей армии не было ничего подобного. Причем этот факт отмечают не только отечественные, но и западные наблюдатели. Особо подчеркивая, что уже в этом году машины станут не просто серийными, но и начнут массово поставляться на экспорт. И речь идет об ударном варианте дрона, а не разведывательном, который предлагался иностранным покупателям и раньше.
Семейный подряд
Семейство дронов «Орион» создала частная компания «Кронштадт». В 2019 году она впервые показала свои разработки на аэрокосмическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском. Тогда на поле были выставлены сразу несколько внешне практически одинаковых, но разных по целевой нагрузке летательных аппаратов. В пояснительных материалах к одному из них было сказано, что это беспилотник массой до 1 т, способный нести до 200 кг полезной нагрузки. Применять его планировали для воздушного мониторинга площадных и протяженных объектов: обширных лесных угодий, морской экономической зоны. Кроме него был представлен и пятитонный гигант с полезной нагрузкой 1 т.
Гендиректор компании Сергей Богатиков рассказывал тогда, что главное преимущество тяжелых беспилотных систем в возможности разместить на борту большое количество различной фото-, видео- и прочей электронной аппаратуры, позволяющей получать данные объективного контроля за большими территориями. Например, запустив дрон с Дальнего Востока на Запад, проследить, что происходит на трассе Северного морского пути. При этом особо подчеркивалось, что собирать и обрабатывать информацию машина будет самостоятельно, ретранслируя на наземный пункт управления уже обработанные данные.
Тогда же прозвучало и небезынтересное заявление, что летающего робота можно использовать для обнаружения лесных пожаров и их тушения. Разработчики даже показали специальную пожарную авиабомбу, с помощью которой можно было бы локализовать распространение огня. Уже тогда было понятно, что данная возможность скорее заинтересует военных, чем МЧС. Однако создатели «Ориона» старательно обходили тему «боевого» применения дрона.
Оставьте первый комментарий